В отечественных СМИ недавно было заявлено о возможности создания министерства психологического климата. Помятуя о борьбе с такими деструктивными явлениями общества как современный терроризм и экстремизм, вырастающими в том числе на почве ненависти и психологического напряжения, в ВПИ решили не ждать правительственных решений и предприняли собственные усилия для улучшения общего душевного комфорта в студенческой среде.
Поэтому на прошедшей неделе системная работа по улучшению психологического микроклимата в студенческих группах ФЭИ ВПИ стала предметом специального обсуждения на собрании декана, кураторов, старост и актива студенческих групп инженерно-экономического факультета.
Для измерения градуса эмоциональной напряженности и своевременного предупреждения конфликтных ситуаций в студенческой среде на собрании было принято решение о проведении анкетирования студентов с использованием авторского опросника В.М. Завьялова «Оценка микроклимата студенческой группы». Студентам, участвовавшим в анкетировании, предлагались к оценке полярные суждения, раскрывающие типичную картину взаимоотношений в студенческой группе и обычного настроения в ней с положительной и отрицательной стороны. Для организаторов опроса было важно определить, считают ли студенты свою студенческую группу активной и работоспособной, насколько серьёзно они относятся к учёбе, принимают ли участие в общественной и спортивной жизни института, симпатизируют ли друг другу и уверены ли в поддержке сокурсников?
Всего в анкетировании приняли участие 114 студентов из 13 групп инженерно-экономического факультета. Для обработки полученных результатов был выстроен профиль ответов, показывающий выраженность каждой из исследуемых составляющих психологического микроклимата, и рассчитана средняя величина баллов анкеты группы в целом.
В результате опроса студентов было установлено, что положительные оценки микроклимата преобладали по суждениям:
— обстановка в группе спокойная, деловая;
— студенты относятся друг к другу с симпатией;
— отношения отдельных микрогрупп внутри коллектива характеризуются взаимопониманием, тактичностью, сотрудничеством в общих для коллектива делах.
Наиболее выраженными оказались отрицательные характеристики по следующим позициям:
— студенты пассивны в общественной жизни группы;
— в трудные периоды в коллективе возникает рассеянность, споры, взаимные упреки;
— к лентяям и прогульщикам относятся снисходительно;
— группу нелегко поднять на общее трудовое дело.
Самая высокая степень благоприятности психологического микроклимата в границах от 53 до 60 баллов установилась в группах ВЭ-211 и ВЭМ-213. Средне-высокая степень благоприятности ПМ в диапазоне от 41 до 49 баллов характерна для групп ВЭ-111, ВИП-208 и ВИП-408. Студентами групп ВХТ-101, ВИП-108, ВВТ-106, ВЭ-311, ВЭМ-313, ВХТ-301 психологический микроклимат был оценен как средне-благоприятный (в диапазоне от 27 до 39 баллов).
Исследование доказало, что студенты показывают лучшие результаты в обучении в тех группах, где им комфортно пребывать в коллективе, где есть взаимопомощь, чувство сопричастности и доверие друг к другу!
Психологический микроклимат на факультете был усредненно оценен в 37,6 балла, что соответствует средней степени благоприятности. А это значит, что в коллективе инженерно-экономического факультета сложилась в целом доброжелательная атмосфера. Студенты ФЭИ готовы к работе и учебе.
На факультете были проведены беседы, посвященные технологиям переживания психотравмирующих событий и развенчивания псевдоидеалов культуры насилия. В порядке живого общения говорили о необходимости искать в людях доброе и хорошее, об умении терпеть и прощать, об избегании ненужной конкуренции, о создании эффективных каналов коммуникации в целях сознательной оценки и созидательной переработки внутреннего эмоционального напряжения.
Для оказания эмоциональной поддержки и своевременного реагирования на любые тревожные проявления во взаимоотношениях студентов и деканом инженерно-экономического факультета Михаилом Александровичем Коваженковым в социальной сети ВКонтакте были созданы беседы по курсам для каждого направления подготовки, ставшие популярными и востребованными студенческим активом с первых дней своего существования.